Интервью заместителя Губернатора Брянской области по финансовой политике Елены Локтиковой: наши приоритеты - устойчивость бюджетной системы, сокращение дефицита и исполнение социальных обязательств (4.11.2014 г.)

Правительство Брянской области внесло в региональную Думу проект Закона Брянской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». О том, каким будет главный финансовый документ на 2015 - 2017 годы, рассказала заместитель Губернатора Елена Ивановна Локтикова.

- Елена Ивановна, каковы основные параметры бюджета на следующий год?

- В 2015 году доходы областного бюджета составят 41 млрд.  190 млн. рублей. Более 50% доходов бюджета в следующем году составят собственные (налоговые и неналоговые) доходы.

Прогнозируемые налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2015 году ожидаются на уровне 20 млрд. 697 млн. рублей, что на 953 млн. рублей (4,8%) больше ожидаемых показателей 2014 года. Объем безвозмездных поступлений в проекте бюджета на 2015 год составляет 20 млрд. 493 млн. рублей, запланирован с ростом к первоначальному уровню 2014 года на 10 млрд. 287 млн. рублей.

Данное увеличение связано в первую очередь с тем фактом, что начиная с 2015 года, бюджетам субъектов Федерации передаются федеральные полномочия по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации (размер предусмотренной на 2015 год субвенции – 8 млрд. 787 млн. рублей. Кроме того, увеличен объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности по сравнению с уровнем 2014 года на 563, 4 млн. рублей - до 6 млрд. 70 млн. рублей; дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов определена в размере 541 млн. рублей, что на 444 млн. рублей меньше первоначального размера дотации текущего года. Ожидается, что в ходе исполнения бюджета в 2015 году Минфином России будет осуществлено распределение дополнительного объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Также в ходе исполнения бюджета в течение 2015 года из федерального бюджета в область поступят дополнительные межбюджетные трансферты, которые будут распределены в течение года.

Расходы бюджета на 2015 год планируются в сумме 42 млрд. 331 млн. рублей. Объем дефицита бюджета на 2015 год прогнозируется в размере 1 млрд. 141 млн. рублей. На 2016 и 2017 годы дефицит бюджета не планируется. Объем бюджета на 2016 год составит 42 млрд. 389 млн. рублей, на 2017 год – 43 млрд. 872 млн. рублей.

- Расскажите об основных приоритетах и задачах бюджетной и налоговой политики на 2015 год.

- Основными целями (приоритетами) бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов являются достижение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, обеспечение объема государственного внутреннего долга на уровне не более 50% от собственных доходов бюджета к 2017 году, поэтапное сокращение дефицита бюджета. В числе приоритетов нашей бюджетной политики безусловное исполнение принятых социальных обязательств, а также задач, предусмотренных указами Президента России, модернизация системы образования, социального обеспечения и социальной помощи гражданам. Нам предстоит продолжить работу по совершенствованию нормативного правового регулирования и методологии управления общественными финансами, созданию единого информационного пространства формирования и исполнения бюджетов на территории региона, внедрению программно-целевых методов бюджетирования и управления в деятельность исполнительных органов госвласти и местного самоуправления. Немало предстоит еще сделать для развития системы межбюджетных отношений, расширения финансовой самостоятельности муниципалитетов, ориентации финансовой поддержки на достижение конечных результатов, повышению прозрачности и открытости бюджетной системы, усилению роли граждан и общественных институтов в процессе формирования бюджетной политики. В числе приоритетов, безусловно, нужно также назвать повышение качества предоставления государственных услуг, востребованных населением, эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений, результативности расходования средств бюджетных инвестиций, особенно в объекты социальной сферы, и проведение капитальных ремонтов.

Среди основных направлений (приоритетов), по которым планируется осуществлять налоговую политику, выделю следующие:

продолжение работы, направленной на повышение объемов поступлений в бюджеты области налога на доходы физических лиц: создание условий для роста общего объема фонда оплаты труда в регионе, легализация заработной платы, доведение её до среднеотраслевого уровня, мероприятия по сокращению задолженности по налогу;

совершенствование мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов, оказывающих влияние на рост налогового потенциала, а также сохранение государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса; предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом достигаемого экономического и социального эффекта, расширение налоговых льгот социальной направленности отдельным категориям граждан;

повышение эффективности администрирования доходов бюджетов;

осуществление дальнейшего развития земельных и имущественных отношений путем актуализации кадастровой оценки земли и объектов недвижимости; продолжение сотрудничества с налогоплательщиками Брянской области.

- Елена Ивановна, какова доля собственных доходов в бюджете, за счет каких источников она формируется?

- Доля налоговых и неналоговых доходов в областном бюджете на 2015 год составляет чуть более 50%, при этом доля налоговых платежей в собственных доходах составляет почти 97%.

Более чем на 80% областной бюджет традиционно сформирован за счет налога на доходы физических лиц (41,3%), налога на прибыль организаций (22,6%) и имущественных региональных налогов - налога на имущество организаций (12,9%) и транспортного налога (3,6%).

- Каковы основные направления расходования бюджетных средств? Удастся ли выполнить социальные обязательства? Можно ли сказать, что и бюджет 2015 года будет социальным? Запланировано ли повышение зарплат работникам бюджетной сферы?

- Бюджет на 2015 -2017 годы является социально ориентированным. Основную часть расходов бюджета составят расходы на социальный сектор – социальное обеспечение, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт. Общий объем расходов по перечисленным направлениям в 2015 году составит 31,5 млрд. рублей или 74,5% от общего объема расходов. Наибольшая часть из этой суммы приходится на три отрасли – образование (9,1 млрд. рублей), здравоохранение (6,3 млрд. рублей) и социальную защиту населения (15,6 млрд. рублей).

В бюджетных проектировках 2015 года предусмотрено увеличение расходов на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - на 30 млн. рублей, расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в рамках перехода к 100%-ому возмещению тарифа страховых взносов - на 1 млрд. 26 млн. рублей, расходов на финансовое обеспечение деятельности муниципальных образовательных организаций для реализации «майских» Указов Президента - более чем 500 млн. рублей. Кроме того, более чем в 2 раза увеличен объем денежных средств на ежемесячную денежную выплату при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей - с 40,6 млн. рублей до 90,6 млн. рублей, на 45 млн. рублей увеличены ассигнования на предоставление помощи молодым многодетным семьям при приобретении жилья, вырастет также объем средств на предоставление областного материнского (семейного) капитала с целью увеличения в 2 раза – с 50 тыс. до 100 тыс. рублей размера материнского капитала.

Также в бюджетных проектировках на 2015 -2017 годы предусмотрено увеличение оплаты труда работников государственных учреждений на 5,5% с 1 октября 2015 года. Согласно Указу Губернатора Брянской области от 13.02.2013 № 123 «О мерах по поэтапному совершенствованию системы оплаты труда в государственных учреждениях Брянской области на 2013 – 2018 годы» продолжится повышение оплаты труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений с целью реализации «майских» указов Президента России по показателям отраслевых «дорожных карт». Кроме того, запланированы индексация стипендий на 5,5% с 1 сентября 2015 года и индексация публичных нормативных обязательств и отдельных социальных выплат на 5,5% с 1 октября 2015 года.

- Насколько вырастут расходы на содержание органов государственной власти и местного самоуправления Брянской области?

- Индексация заработной платы чиновников в 2015 году не планируется.

-  Елена Ивановна, как строятся отношения с муниципальными районами, и какую финансовую помощь предполагается оказать им в следующем году? Выросла или, наоборот, уменьшилась за последние годы зависимость муниципальных образований от регионального бюджета? Какие принимаются меры по стимулированию увеличения своей налоговой базы муниципалитетами?

Межбюджетные отношения с органами местного самоуправления муниципальных образований области сформированы с учетом изменений, внесенных положениями федеральных законов, Закона Брянской области «О межбюджетных отношениях в Брянской области», законов Брянской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

При формировании проекта областного бюджета на 2015 - 2017 годы также учтены изменения в распределении доходов между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, которые обусловлены сокращением перечня полномочий сельских поселений и их передачей на уровень муниципальных районов, а также изменениями, связанными с упразднением администраций поселений, являющихся административными центрами районов, и передачей их функций администрациям муниципальных районов.

Межбюджетные отношения в нашей области между областным бюджетом и местными бюджетами выстроены по следующей схеме:
- с бюджетами муниципальных районов и городских округов - напрямую;
- с бюджетами поселений - через муниципальные районы путем наделения органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными госполномочиями по расчету и предоставлению дотаций, субвенций, субсидий, которые районы получают из областного бюджета. В 2015 году в виде финансовой помощи бюджетам муниципальных образований будет перечислено 11,3 млрд. рублей, что составляет чуть более четверти расходов областного бюджета. При планировании бюджета на 2014 год объем финансовой помощи местным бюджетам составлял 10,1 млрд. рублей. Объем финансовой помощи вырос более чем на 1 млрд. рублей.

Зависимость местных бюджетов от финансовой поддержки из областного бюджета остается относительно высокой. В 2014 году расходы бюджетов муниципальных образований на 62,1 % обеспечиваются за счет средств областного бюджета. На 2015-2017 годы приоритетным направлением бюджетной политики является планомерное снижение доли зависимости местных бюджетов от финансовой помощи из областного бюджета, что обязывает органы местного самоуправления муниципальных образований к проведению работы по наращиванию собственной налоговой базы, улучшения инвестиционной привлекательности территорий и повышению эффективности и результативности использования бюджетных средств.

В апреле 2014 года было издано постановление № 178-п Правительства Брянской области «Об утверждении порядка предоставления, методики распределения дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) на стимулирование социально-экономического развития территорий». Согласно этому документу, чтобы получить дополнительные средства в местные бюджеты, муниципалитеты должны достигнуть определенных показателей, в том числе по увеличению поступлений местных налогов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снижению недоимки по налогам и по страховым взносам во внебюджетные фонды. Объем дотации бюджетам муниципальных районов и городских округов на стимулирование социально-экономического развития территорий на 2015 год предусмотрен в сумме 30 млн. рублей, на 2016 и 2017 годы - по 60 млн. рублей.

- Елена Ивановна, Брянская область в числе первых российских регионов перешла на программный бюджет. Сейчас более 98% регионального бюджета формируется в рамках программ. В каком направлении осуществляется реализация программно-целевых методов сейчас? Переходят ли на программный бюджет муниципальные образования или это преждевременно?

- Действительно, мы одними из первых перешли на программное бюджетирование. В бюджете на 2012 и последующие годы впервые появилось распределение бюджета по государственным программам. В то время мы были одними из первопроходцев – мало кто из субъектов спешил переходить на программный формат бюджета. По итогам прошлого года по доле расходов бюджета, сформированных в рамках государственных программ, мы опередили всех наших коллег из других регионов. При формировании бюджета на 2014 – 2016 годы к нам присоединились муниципальные районы и городские округа, которые также сформировали программные бюджеты. Городским и сельским поселениям же мы рекомендовали формировать бюджеты в обычном формате. Бюджеты поселений относительно малы и ввиду этого уже достаточно прозрачны и понятны. На следующий год, в связи с передачей большинства полномочий от поселений на районы и округа, мы также не рекомендуем поселениям принимать муниципальные программы.

В данный момент мы уделяем особое внимание структурированию показателей государственных программ, приведению программ в единый формат и обеспечению сопоставимости целей, задач, показателей, содержащихся в программах, в соответствие с государственными программами Российской Федерации. Также активно развиваются информационные системы программного бюджетирования. Мы стараемся в автоматическом режиме обеспечить увязку расходов бюджета с задачами государственных программ и ожидаемыми результатами.

- Что будет с льготами? Сейчас на федеральном уровне упорно говорят о необходимости отмены льгот, которые не стимулируют инвестиционную активность.

По результатам оценки эффективности налоговых льгот на 2015 год в Брянской области в целом сохранены льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций для субъектов инвестиционной деятельности. Государственной поддержкой в виде налоговых льгот, в основном, пользуются предприятия машиностроительной, пищевой отраслей, лесопромышленного комплекса, сельского хозяйства и др. Вместе с тем, в настоящее время подготовлены и направлены в Брянскую областную Думу законопроекты по внесению изменений в Закон Брянской области от 27.11.2003 № 79-З «О налоге на имущество организаций» и Закон Брянской области от 26.11.2004 №73-З «О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков». Они предусматривают отмену льгот субъектам инвестиционной деятельности - организациям, реализующим инвестиционные проекты по строительству и реконструкции торговых, торгово-развлекательных, деловых (офисных) зданий (центров) и гостиничных зданий (комплексов). Основным аргументом в пользу принятия такого решения является анализ обеспеченности населения торговыми площадями в расчете на тысячу жителей, показатель которой и в Брянской области, и в городе Брянске превышает нормативную величину. Так, при установленном законодательством нормативе в 453 кв. метра, фактический размер в Брянской области составил 635 кв. метра. В городе Брянске обеспеченность торговыми площадями населения (на тысячу человек) составляет 972 кв. метра, что превышает установленный норматив в 1,5 раза и является одной из самых высоких среди регионов ЦФО.

- Елена Ивановна, расскажите, пожалуйста, об управлении государственным долгом области. Ожидаете ли Вы повышения ставок по банковским кредитам, учитывая непростую финансовую ситуацию в России?

Основными результатами реализации долговой политики Брянской области до 2014 года стали обеспечение безопасного уровня государственного внутреннего долга Брянской области по отношению к объему собственных доходов областного бюджета, минимизации расходов на его обслуживание, а также совершенствование системы оформления и учёта долговых обязательств Брянской области.

С целью обеспечения сбалансированности регионального бюджета в соответствии с рекомендациями, разработанными Минфином России по итогам рассмотрения проекта областного бюджета Брянской области, разработан и реализуется план мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, оптимизации расходов бюджетов Брянской области и совершенствованию долговой политики Брянской области. Информация об исполнении плана мероприятий ежеквартально представляется в Минфин России.

В качестве основного источника финансирования дефицита областного бюджета Брянской области в 2013 – 2014 годах использовались кредитные ресурсы российских коммерческих банков и привлекались департаментом финансов Брянской области на более благоприятных финансовых условиях, чем в предыдущие годы: средневзвешенная ставка по привлечённым в 2013 году кредитным ресурсам коммерческих банков составила 8,72% годовых, в 2014 году – 7,99% годовых. По состоянию на 1 октября 2014 года соотношение объема расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Брянской области к общему объему расходов областного бюджета составляет 1,7 процента (при нормативе – не более 15 процентов к общему объему расходов областного бюджета).

В 2015 году привлечение государственных внутренних заимствований Брянской области в виде кредитов коммерческих банков будет осуществляться с учётом ряда неблагоприятных внешних рыночных факторов – введения экономических санкций, в том числе в части прекращения кредитования иностранными кредитными организациями российских банков, что повлечёт за собой удорожание кредитных ресурсов и рост ставок по коммерческим кредитам.

Основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предусмотрено, что в составе мер, направленных на поддержание сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, в очередном финансовом году и плановом периоде будет реализован комплекс мероприятий по сокращению уровня долговой нагрузки региональных и местных бюджетов, который предусматривает замещение коммерческих кредитов субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета с одновременным снижением платы за пользование бюджетными кредитами и мы продолжим наше взаимодействие с Минфином по этому вопросу (в 2014 году на замещение банковских кредитов Минфин России планирует нам предоставить 943 млн. рублей под 0,1% годовых, это даст нам экономию расходов на обслуживание государственного долга в сумме около 16 млн. рублей на 2014 год).

Реализация долговой политики Брянской области в 2015 - 2017 годах будет также осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки.

- Департамент финансов активно выступает за открытость бюджетной политики. Так, появился сайт «Открытый бюджет Брянской области» для опубликования информации об общественных финансах региона. В прошлом году впервые подготовлен «бюджет для граждан». Будут ли еще какие-то нововведения по обеспечению прозрачности бюджетного процесса для граждан?

Привлечение граждан к управлению общественными финансами является требованием сегодняшнего дня. Во всех развитых странах отмечается живое участие населения в обсуждении проблем и задач финансовой системы. В зависимости от уровня финансовой грамотности этот интерес проявляется либо в вопросах житейского уровня, либо в заинтересованности структурой и процессами управления финансами.

Задача, которую мы перед собой ставим, - дать гражданам, независимо от уровня их подготовки, достоверную, полную и, главное, понятную информацию об интересующих их вопросах. Следует признать, что пока с большей частью из публикуемой на нашем сайте информации могут разобраться лишь специалисты. Эта ситуация не отвечает нашим интересам еще и потому, что в результате неверной интерпретации публикуемых данных вследствие недостаточного уровня подготовки, зачастую делаются неверные выводы относительно состояния финансовой системы региона.

Подготовленный в прошлом году «бюджет для граждан» - наша попытка представить основной финансовый документ области в понятной для граждан форме. Особое внимание при его подготовке мы уделили описанию основных терминов и определений, а также правилам, по которым следует ориентировать в законе о бюджете и правильно его «читать». Таким образом, мы хотим дать гражданам не только сухую информацию о цифрах, но и навыки, используя которые можно в любой момент обратиться к бюджету и получить ответы на интересующие вопросы.

В этом году мы также готовим «бюджет для граждан» на основе проекта бюджета на 2015 – 2017 годы. Его мы представим ближе к публичным слушаниям по бюджету. Также в данный момент мы заканчиваем доработку нашего сайта с целью создания online-площадки для публичного обсуждения проектов документов в сфере финансов. В первую очередь мы нацелены на привлечение граждан к публичному обсуждению государственных программ – основных документов, в соответствии с которыми осуществляется расходование бюджетных средств.

В наших чуть более отдаленных планах – создание электронной копии «бюджета для граждан» непосредственно на сайте в режиме online, актуальные данные в который будут автоматически загружаться из наших информационных систем.


Пресс-релиз, Бюджетная политика

 

Личный кабинет
Актуальные материалы

 

 
 
 
 
 
 
Минфин России
 
Федеральная налоговая служба

Федеральное казначейство