Регионам - финансовую устойчивость

15 апреля заместитель Губернатора Брянской области Елена Локтикова приняла участие в заседании расширенной коллегии Минфина России с повесткой дня: «Об итогах исполнения федерального бюджета за 2013 год и задачах органов финансовой системы РФ на 2014 год». Расширенная коллегия Минфина обсудила приоритеты бюджетной и налоговой политики, повышение эффективности бюджетных расходов, укрепление финансовой системы, вопросы модернизации инфраструктуры финансового рынка. Перед участниками выступил председатель правительства Дмитрий Медведев. В своем докладе министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, подводя итоги 2013 года, отметил, что, несмотря на замедление экономического роста, снижения темпов роста внутреннего спроса, в первую очередь, в сегменте инвестиций, бюджет выполнил все взятые обязательства, сохранена его сбалансированность, реализован ряд важных структурных реформ в сфере налогового и финансового регулирования. При этом он напомнил, что в 2013 году федеральный бюджет был исполнен в условиях значительного пересмотра прогноза экономического развития. Так, если в начале 2013 года рост ВВП планировался на уровне 3,6%, то по факту показатель составил лишь 1,3%. "Очевидно, что необоснованное завышение уровня доходов при прогнозировании повышает уязвимость бюджетной системы, и мы не должны этого допускать", — заявил министр. Вместе с тем, по словам главы Минфина, дефицит бюджета РФ в 2013 году мог бы составить 2-3%, если бы России не удалось получить высокие нефтегазовые доходы и "ситуация на финансовых рынках развивалась бы совсем по-иному". В числе положительных тенденций 2013 года он назвал переход на программный принцип составления бюджета, начало реализации принципа долгосрочного бюджетного планирования, внесение ряда поправок в Бюджетный Кодекс и Кодекс об административных нарушениях, направленных на более эффективное использование бюджетных средств и др.

В то же время, по мнению Антона Силуанова, не удалось решить проблему сбалансированности региональных бюджетов. «За прошедший год ситуация здесь серьезно ухудшилась: мы стали свидетелями и роста дефицитов, и роста регионального долга. Нахождение приемлемых решений – задача деятельности на 2014 год», сказал он, назвав вопрос сбалансированности бюджетов регионов «ключевым». При этом министр финансов РФ подчеркнул, что условия, в которых придется работать в 2014 году – самые сложные с момента кризиса 2008-2009 годов. Рост ВВП оценивается в 0,5%, а возможно, и около 0. Существуют риски снижения цен на нефть. Сохраняющийся отток капитала снижает возможности для роста инвестиций и экономики.

«В этих условиях нашей задачей является сохранение сбалансированности бюджетной системы и обеспечение ее долгосрочной устойчивости, …. а единственно верной стратегической линией бюджетной политики является не рост расходов, а повышение их эффективности», сказал он.

Важным фактором повышения устойчивости бюджетной системы государства А. Силуанов назвал «сбалансированность региональных бюджетов». «Здесь требуется провести работу по выявлению имеющихся резервов и дополнительных доходных источников. Необходимо провести аудит эффективности действующих налоговых льгот, а в дальнейшем - принять мораторий на установление новых налоговых льгот, приводящих к выпадающим доходам консолидированных бюджетов субъектов. Повышению доходной базы местных бюджетов будет способствовать поэтапное введение налога на недвижимость для физических лиц, начиная с 2015 года… Необходимо закрепить за региональными и муниципальными властями права по выявлению объектов недвижимости, доведению соответствующей информации до регистрирующих и налоговых органов, а уведомлений и требований об уплате налогов - до налогоплательщиков», отметил министр финансов.

Он подчеркнул, что задача Минфина не допустить опасное увеличение долговой нагрузки регионов. И предложил несколько решений проблемы : осуществлять усиленный мониторинг субъектов, имеющих уровень долга более 50%, следить за равномерностью распределения по годам долговой нагрузки (а не только ее общей величины), своевременно подставлять плечо в виде бюджетных кредитов.

Антон Силуанов отметил, что политика межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу будет направлена на повышение самостоятельности регионов. Первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко в своем докладе настаивала на необходимости наработки практики и совершенствования инструмента предоставления бюджетных кредитов регионам. Сегодня бюджетные кредиты получили уже 18 субъектов Российской Федерации на сумму 52,3 млрд. руб. «Необходимо анализировать кассовые планы заемщиков, выдавая им кредиты действительно под потребность, а не просто в 1/12 доходов их бюджетов. В перспективе нужно сделать линейку кредитования более гибкой, рассмотрев возможность предоставления нескольких займов в сумме совокупной задолженности, не превышающей 1/12 размера доходов», подчеркнула она. В числе стратегических целей Минфина Татьяна Нестеренко назвала «переход на блочные субсидии с повышением самостоятельности субъектов по достижению цели, а не использованию ресурсов».

Говоря о повышении качества управления финансовыми ресурсами государства, Татьяна Нестеренко подвергла критике ряд министерств и ведомств, которые не выполняют сроки распределения субсидий.

«По итогам 2013 года средняя итоговая оценка составила 62,3 балла по 100-балльной системе. Наилучшие оценки качества финансового менеджмента имеют Министерство промышленности и торговли – 92,2, ФМС – 91,3, ФТС – 85,7, Казначейство – 85,1 Министерство регионального развития – 81,4 балла. Самый низкий рейтинг имеют: Росмолодежь – 35,9, Федеральное агентство железнодорожного транспорта – 42,2, Министерство сельского хозяйства – 42,4 балла», уточнила она.

Татьяна Нестеренко предложила включать достигнутые индексы финансового менеджмента ведомств в KPI соответствующих департаментов Минфина и выказала уверенность, что « и на уровне субъектов такой подход будет способствовать улучшению качества бюджетного процесса».

С докладами на заседании коллегии Минфина РФ выступили также: председатель Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голикова, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.М. Макаров, губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, исполняющий обязанности Главы Республики Коми В.М. Гайзер, директор департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации Л.А. Ерошкина, директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский финансовый институт» В.С. Назаров, заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов Вологодской области В.Н. Артамонова.


Пресс-релиз

 

Личный кабинет
Актуальные материалы

 

 
 
 
 
 
Минфин России
 
Федеральная налоговая служба

Федеральное казначейство